Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00
Сб.: с 10:00 до 17:00
Вс.: с 10:00 до 16:00
г. Архангельск
ул. Октябрят, дом 23
Пионер всегда готов!
В течение марта несколько производителей шин ушли с российского рынка, другие заявили о приостановке инвестдеятельности. Информационного агентство «Татар-информ» попробовало разобраться в том, что произошло, и дать ответ на вопрос, спасут ли рынок татарстанские предприятия.
Итак, что произошло? За последние пару недель российский рынок покинули сразу несколько компаний по производству шин. Немецкая фирма Continental (производство в Калужской области), французский концерн Michelin (производство в Московской области), японская компания Bridgestone (производство в Ульяновской области), японская Yokohama (производство в Липецкой области) приостановили работу заводов в России. О приостановке инвестиций объявил и итальянский концерн Pirelli. В стране из иностранных инвесторов остался только завод финской компании Nokian Tyres.
Источник «Татар-информа» (сеть магазинов грузовых шин) заявляет, что рынок не успел оправиться после пандемии. Это подтверждают и в Ассоциации производителей шин. «В 2021 году рынок лишь частично восстановил потери первого года пандемии, когда локдаун и региональные ограничения пришлись как раз на сезонные пики продаж на шинном рынке весной и осенью», - отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. В связи с уходом крупных зарубежных компаний эта ситуация осложнилась.
А как же российские производители? На рынке продолжают работать два крупных российских производителя - Ярославский шинный завод и ПАО «Нижнекамскшина» (входит в ПАО «Татнефть»). Кроме того, есть небольшие компании в других регионах - Алтайский шинный комбинат «Нортек», АО «Волтайр-Пром». Также продолжаются поставки с Белорусского шинного завода. Хоть это и не российский производитель, на него в нынешней ситуации тоже можно надеяться.
Покроют ли эти компании потребности российского рынка? Согласно данным Росстата, в январе - мае 2021 года в стране было произведено 26,9 миллиона шин, покрышек и резиновых камер, что на 26 процентов больше, чем в 2020 году. Также за этот период было произведено 19,2 миллиона новых шин и пневматических покрышек для легковых автомобилей (+31 процент). Шин и пневматических покрышек для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей в январе - мае 2021 года было произведено 3 миллиона штук (+6,5 процента).
Так, производитель в Ярославле в год выпускает около 3 миллионов шин. Шинный блок «Татнефти» Kama Tyres выпустил в 2021 году 12,3 миллиона штук. «Нортек» - 1,9 миллиона шин. Лидером по рынку в 2019 году считался шинный блок «Татнефти»: компания занимала 19 процентов рынка. Более свежих цифр по рынку нет. По данным некоторых СМИ, лидирует на рынке финская Nokian Tyres, которая производит 18 миллионов шин в год.
Если говорить про «Нижнекамскшину», то большинство компонентов для резиновых смесей компания получала от западных производителей, и сейчас стоит задача при помощи ученых «все эти вопросы снять». Об этом ИА «Татар-информ» сообщил глава «Татнефтехиминвест-Холдинга» Рафинат Яруллин. В свою очередь ПАО «Татнефть» отрицает наличие каких-либо проблем с производством шин.
Почему российским заводам не хватает сырья? Основными материалами для производства шин являются резина, которая изготавливается из натуральных и синтетических каучуков, и корд. Кордовая ткань может быть изготовлена из металлических нитей (металлокорд), полимерных и текстильных нитей. Текстильный и полимерный корд применяются в легковых и легкогрузовых шинах. Источник на рынке сообщает, что у шинных заводов есть проблемы с синтетическим каучуком и металлокордом.
Основными предприятиями-производителями синтетических каучуков в России являются: «Нижнекамскнефтехим» - 47 процентов от общего российского объема производства, «Воронежсинтезкаучук» - 17,6 процента, «Тольяттикаучук» - 12,9 процента, «Синтез-Каучук» (Стерлитамак) - 8,9 процента, «Омский каучук» - 3,7 процента, Красноярский завод синтетического каучука - 3,3 процента, Стерлитамакский нефтехимический завод - 3,2 процента, Ефремовский завод синтетического каучука - 2,8 процента, Казанский завод синтетического каучука - 0,6 процента.
Согласно данным Росстата, производство каучуков синтетических в первичных формах в январе - мае 2021 года составило 724 261,08 тонны, за аналогичный период 2020 года - 616 223,38 тонны. То есть, производство растет, но, видимо, пока не в должных объемах. Тем не менее ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что опасаться не стоит: производство каучука в стране может быть увеличено. Кроме того, могут быть налажены его поставки из других дружественных стран, так что вряд ли производители шин будут испытывать перебои с этим сырьем.
Как это скажется на потребителях? Источник ИА «Татар-информ» говорит, что у российских автомобильных заводов уже появилась потребность в продукте. «Раньше на завод «Тонар» (Московская область), который выпускает прицепы для самосвалов, невозможно было пробиться, чтобы продать им шины. А теперь они сами стучатся в шинные компании, которых даже не знают. Потому что завод не может продолжать работу», - замечает источник на рынке.
Тем временем цены на легковые шины уже выросли на 10-30 процентов. Спрос на летний сегмент вырос на 120 процентов, на зимний - на 60 процентов. Информации по грузовому сегменту пока что нет. Но известно, что сами продавцы уже подняли стоимость минимум в два раза.
Что думают эксперты о дальнейшем развитии рынка? Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов утверждает, что дефицит шин в России маловероятен по ряду причин. «Во-первых, их производят и в других странах, и оттуда могут быть организованы поставки. Во-вторых, вероятно, произойдет увеличение сегмента бывших в употреблении шин, как за счет их ремонта и восстановления внутри страны, так и благодаря поставкам из других стран», - считает аналитик. Причем, по его словам, в страну могут поставлять б/у шины и тех брендов, которые временно прекратили работу в стране, а значит, разнообразие сохранится.
В-третьих, не исключено, что в связи с тем, что ряд автоконцернов временно ушли из РФ, часть потребителей перестанут эксплуатировать автомобили, чтобы сохранить их как можно дольше. Соответственно, и шин может потребоваться меньше.