Мы часто попадаемся на удочку мифов, выдумки, которая повторялась так часто, что стала восприниматься как правда. Это относится и к зимним шинам. Шведский журнал Auto, motor & sport в этой статье опровергает десять наиболее распространенных мифов. Проверьте себя — насколько ваши знания о зимних шинах соответствуют действительности
Многие самопровозглашенные «профессионалы» утверждают, будто знают всю правду о зимних шинах. И существует немалый риск поверить в их заблуждения и получить неверные представления о шипованных и нешипованных зимних шинах. Шведский журнал Auto, motor & sport собрал десять наиболее распространенных, самых глупых и опасных заблуждений, чтобы вооружить вас достоверными знаниями о зимней резине.
1. Шины с возрастом становятся хуже.
Это неверно. Если шина хранится правильно, не подвергается воздействию солнечного света, высокой температуры или озона, возраст не влияет на ее ходовые качества. STRO (Скандинавская организация по шинам и дискам) совместно со Шведским государственным институтом дорог и транспорта VTI протестировала три модели старых шин, и они по своим ходовым качествам ничем не отличались от свежевыпущенных.
Другой вопрос — техническое развитие шин происходит очень быстро. У новых моделей гораздо лучшие характеристики, чем у их предшественников. Характеристики изношенных шин также ухудшаются. Поэтому переход на новые шины воспринимается как скачок на качественно иной уровень.
Шипы зачастую вылетают или стираются еще до того, как протектор шины придет в негодность. Шины с вылетевшими шипами тоже лучше заменить на новые. В конце концов, это инвестиция в вашу безопасность!
2. Современные нешипованные шины так же хороши, как и шипованные.
Это ошибка. Инженеры продолжают разрабатывать новые типы резиновых смесей, улучшать конструкцию материалы для каркаса. Результаты их работы применяются как для нешипованных, так и для шипованных шин. То есть, проблема выбора остается прежней, и каждый автовладелец должен решать ее самостоятельно, с учетом того, насколько часто ему приходится ездить по льду и укатанному снегу.
3. Зимние шины увеличивают расход топлива.
Это ошибка. На сегодняшний день на рынке есть немало зимних нешипованных моделей премиум-класса с очень низким сопротивлением качению. Кроме того, существует тенденция ставить на зиму более узкие шины — что также способствует снижению расхода топлива.
Нешипованные шины иногда ошибочно называют «фрикционными», хотя шипованная шина, по сути тоже является фрикционной, ведь в противном случае она не смогла бы создавать сцепление. Но понятие «трения» (фрикции) не синонимично сопротивлению качению. В увеличении расхода топлива зимой может быть виноват стиль вождения (старт с пробуксовкой, поворот с заносом), но никак не шины.
Поэтому же неправильно спешить перейти на летние шины ранней весной с целью экономии топлива. Это не только не снизит расход, но и создаст риск ДТП при обледенении во время последних весенних заморозков.
4. Частицы от стершихся шипованных шин убивают тысячи людей каждый год.
Ошибка. Плохое качество воздуха в больших городах — особенно в зимний период — представляет опасность для здоровья, и эту проблему нельзя игнорировать. Но это комплексная проблема, у которой нет простого объяснения, как нет и простого решения.
Запрет шипованных шин в ряде регионов не оказал радикального влияния на улучшение качества воздуха. Опасные для здоровья частицы попадают к нам из атмосферных осадков (их приносит ветром из других регионов), из-за сжигания древесных плит для отопления и даже от нешипованных шин.
На формирование опасных для дыхания частиц влияет скоростной режим: при 30 км/ч в воздухе оказывается меньше вредных частиц, чем при 50 км/ч.
В последние годы дебаты о качестве воздуха в крупных городах Европы сосредоточены, в основном, на выбросах твердых частиц из дизельных двигателей. Частицы дизельного топлива имеют меньшие размеры (PM 2,5), чем частицы дороги (PM10), и они легче попадают в кровь через легкие. В докладе ЕС за 2012 год говорится, что загрязнение воздуха вызывает порядка 430 000 преждевременных смертей в 28 странах ЕС. Шипованные шины в этих странах используются на малом проценте транспортных средств.
5. Всесезонные шины — лучший выбор.
Это ошибка. Во-первых, всесезонные или всепогодные шины в Швеции не считаются зимними. Правда, технологическое развитие пошло на пользу всесезонным шинам — они стали существенно лучше, чем 10 или 15 лет назад. Но на снегу и на льду они существенно уступают шипованным и северным нешипованным шинам. И использование такой резины зимой в Швеции в большинстве случаев незаконно.
6. Бюджетные шины подходят для более старых моделей авто.
Это неправда. Ходовые качества бюджетных шин, как правило, не очень хороши — даже когда протектор совсем новый. А у старых автомобилей нет никаких вспомогательных электронных систем, а зачастую отсутствует даже АБС. Комбинация старого автомобиля и дешевого протектора может быть очень опасна.
Мы рекомендуем в любом случае выбирать шины премиум-класса. Если у вас в семье два автомобиля, они оба должны быть оснащены хорошими шинами. А водителю с меньшим опытом вождения нужны лучшие шины.
7. Бюджетные шины позволяют сэкономить.
Это неверно. Хотя при покупке шины эконом-класса обходятся дешевле, но у них зачастую существенно повышено сопротивление качению, что приводит к увеличению расхода топлива. А износоустойчивость, как правило, ниже, чем у дорогих премиальных шин.
Nokian Tyres сравнила две шины, за время испытаний шины проехали 5000 миль, и благодаря более низкому сопротивлению качению у автомобиля с шинами премиум-класса экономия на топливе составила 3500 шведских крон ( порядка 24 500 руб).
Разница в цене между премиальными и бюджетными шинами, как правило, не так уж велика. А учитывая высокое сопротивление качению и небольшой срок службы шин эконом-класса, премиальная резина может оказаться довольно выгодным вложением — тем более, что она обеспечивает повышенную безопасность и более приятную динамику вождения.
8. Нешипованные зимние шины можно прекрасно использовать круглый год.
Это заблуждение, причем, довольно опасное! Минувшим летом Auto, motor & sport тестировал зимние шины — их тормозной путь на мокром асфальте оказался на 42 процента длиннее, чем у летних. На сухом асфальте разница составила 39 процентов.
Возможно, сравнение в процентах трудновато для понимания. Вот другое объяснение: в том месте, где автомобиль на летней резине остановился, машина с зимними шинами продолжала двигаться со скоростью 60 км/ч. Пешеход, сбитый на такой скорости, с высокой степенью вероятности погибнет.
При этом каждое лето в Швеции на зимней резине продолжает ездить порядка 250 000 автомобилей.
9. Повышенное давление в шинах экономит больше топлива.
Это ошибка. При слишком низком давлении шины изнашиваются быстрее, а расход топлива существенно увеличивается. Но при высоком давлении расход топлива уменьшается незначительно.
Как показывают наши измерения, снижения давления на 0,5 бар ниже рекомендованного, дает увеличение расхода топлива на 3-4 процента. При снижении давления на 1 бар расход топлива увеличивается на 6-8 процентов.
Если же увеличить давление в шинах на 0,5 бар, это снизит расход топлива лишь на 1,2 процента. Даже если повысить давление на 2 бар выше нормы, это сократит расход топлива лишь на 3,3 процента, но лишит водителя и пассажиров даже минимального комфорта.
10. Зимние шины нужны только тогда, когда температура падает ниже нуля.
Это один из самых опасных мифов, потому что большинство автолюбителей совершенно не обращают внимания на то, как изменение температуры сказывается на сцепных свойствах шины.
Если асфальт полностью высох, сцепление остается хорошим даже при минусовых температурах. Но в осенне-зимний период сухой асфальт — редкость. На холодной мокрой дороге летние шины довольно быстро теряют сцепление с дорогой. Особенно опасны посыпанные солью дороги при температуре ниже нуля. Соль растворяет лед и способствует образованию скользкого маслянистого осадка. При таких условиях летние шины и шины для центрально-европейского региона не могут обеспечить достаточное сцепление с дорогой. У таких шин тормозной путь при таких условиях будет в два или даже три раза длиннее, чем у шипованных или северных нешипованных шин.
При еще более низких температурах от −5-10 градусов, сцепление зимних шин относительно летних улучшается. В самые сильные холода, −20-30 градусов, можно рассчитывать только на северные зимние шины.
Испытатели хорошо знают об этой взаимосвязи сцепления и температуры. Для получения стабильных результатов температура должна быть хотя бы на 5 градусов ниже нуля. При температуре около нуля показатели будут настолько нестабильными, что их нельзя рассматривать всерьез.
Бонусный миф:
11. Тесты шин, публикуемые в журналах и газетах, совершенно ненадежны.
Некоторые продавцы шин активно поддерживают миф о том, будто бы все журналисты автомобильных изданий — обманщики. Зачастую к обманщикам причисляют и производителей шин, которые рекламируют тесты, в которых победила их продукция. Но это не так.
Результаты тестов разных изданий варьируются, потому что испытания проводятся при разных условиях. Как уже упоминалось выше, большое значение имеет температура и другие обстоятельства. Тестирование шин — сложный процесс, в котором необходимо учитывать множество факторов, а подготовка требует больших затрат.